Доклад и рекомендации комиссии по гражданским правам и гражданской активности по изменениям в законодательство о митингах от 11.12.2019

13 декабря 2019 г.
Комиссия по гражданским правам и гражданской активности проанализировала практику реализации в республике права на свободу выражения мнения, свободу митингов, собраний и шествий, закрепленных в 10-й и 11-й статьях Европейской конвенции по правам человека, ратифицированной Россией в 1998 году. Это право также закреплено ст. 31 Конституции. Ст. 20 Конституции Республики Башкортостан гарантирует, что «В Республике Башкортостан не могут быть приняты законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Гарантом конституционных прав Республике Башкортостан является глава республики. Анализ законодательной базы и правоприменительной практики в Башкирии говорит о систематическом нарушении прав граждан на мирные собрания, митинги и шествия. Законодательство республики, регулирующее правила проведения митингов и порядок их согласования, по нашей оценке, противоречит федеральному законодательству, создает простор для трактовок отдельно взятыми чиновниками, затрудняет реализацию конституционного права, создает почву для злоупотреблений органов власти и необоснованных отказов в реализации прав граждан. Так, в отличие от ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который предусматривает за органами исполнительной власти субъекта РФ лишь две причины отказа в согласовании митинга, республиканские законы «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» и «О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан» серьезно ограничивают реализацию прав граждан на проведение публичных мероприятий либо позволяет властям интерпретировать ряд нюансов законодательства в пользу отказа в согласовании акций. Опрос представителей политических партий и общественных объединений, движений в защиту прав граждан показал, что органы власти ищут возможности не для реализации прав граждан на свободные собрания, а возможности для ограничения этого права или даже запрета на его реализацию. Из наиболее частых нарушений — отказ органов власти согласовать митинг по причине занятости площадок. При этом альтернативные площадки не предлагаются, органы власти просят повторно направить уведомление о месте и времени проведения мероприятия, которые, если говорить о митингах оппозиции и «нежелательных» общественных организаций постигает та же участь — отказ. Вместо улучшения этой практики, вносящей раскол в общество, весной Госсобрание республики приняло новую версию закона о местах проведения публичных мероприятий, существенно ухудшающую и без того не идеальное республиканское законодательство о митингах. 1 ноября текущего года Конституционный суд России признал ряд норм, действующих в регионах, антиконституционными. В частности, норму о запрете на проведение митингов, шествий и демонстраций в радиусе 50 метров от зданий органов власти и госучреждений. КС также постановил, что создание помех работе транспорта и другие издержки не могут служить веской причиной для отказа в проведении разного рода собраний. Решение КС осталось в республике без внимания. В Госсобрании так и не начата процедура изменения республиканского законодательства о митингах. Комиссия по гражданским правам и гражданской активности выработала предложения по совершенствованию республиканского законодательства: а) внести изменения в статью 4 закона РБ “О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия”, детально прописав в ней порядок ведения органом власти реестра уведомлений; законодательно закрепить за уведомителем право на собственноручное вписывание в реестр времени подачи уведомления, получение заверенной информации о порядковом номере заявки и заверение уведомления в реестре своей подписью; б) отменить принятые 28 июня 2019 года поправки в статью 10 Закона РБ о “О местах проведения публичных мероприятий в РБ”, которые увеличили круг «запрещенных» для проведения митингов мест; в) исключить из статьи 10 закона РБ “О местах проведения публичных мероприятий в РБ” пункт 5, в котором к дополнительным местам, где нельзя проводить митинги, причисляются “территории, прилегающие к зданиям, занимаемым государственными органами и органами местного самоуправления, на расстоянии до 50 метров”; г) в законе РБ “О местах проведения публичных мероприятий в РБ” отдельной статьей прописать обязанность муниципалитетов в каждом населенном пункте с численностью населения свыше 500 человек определить место для так называемого “Гайд-парка”, где граждане в количестве до 100 человек могут собираться в любое время без подачи уведомлений; д) рекомендовать правительству РБ и администрациям муниципалитетов включить в перечень специально отведенных мест для проведения митингов площади у зданий, в которых располагаются республиканские и муниципальные органы власти. е) рекомендовать Курултаю и депутатам Госдумы от республики выйти с законодательной инициативой в Госдуму РФ о внесении изменений в федеральный закон о митингах и возвращении к редакции, действовавшей до 9 июня 2012 года. И последнее. Мы считаем, что принцип открытости и доступности власти должен распространяться на всех граждан, включая политических конкурентов действующей власти. Чьё мнение принимать, а чьё - игнорировать, должны решать граждане. Недопуск активистки Лилии Чанышевой на публичные слушания в Курултае и Горсовете, недопуск члена нашего совета Виля Тухватуллина на слушания в Горсовет, куда по словам председателя СПЧ Владимира Барабаша согнали сотрудников мэрии, это наглядный пример деления граждан по принципу «свой - чужой».
Разработка и поддержка сайта -
- Маркетинговое Агентство
Тема обращения
Например: Жалоба на органы местного самоуправления